Дата публикации: 12.06.2025
Программа производственного экологического контроля (Программа ПЭК)
Программа ПЭК должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109 (ред. от 24.03.2023) Установлены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Это основной разрешительный документ для объектов III категории, но при этом программу ПЭК должны иметь и объекты как I так и II категории.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
И так какие же сведения содержатся в программе ПЭК:
раздел общие положения (ЭТО полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя; наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; именование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице)
Раздел сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее -выбросы) и их источников, ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее – маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных; на сегодняшний день Отчет по инвентаризации источников выбросов проводится на основании Приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 г. N 871)
Раздел сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование; показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом; показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом; сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета;
Раздел сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов; сведения об инвентаризации объектов размещения отходов; сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов).
Требование к содержанию данного раздела в составе программы производственного экологического контроля (ПЭК) дает нам право опираться на требование статьи 11 ФЗ Об отходах производства и потребления в качестве основного исходного документа для разработки инвентаризации отходов производства и потребления.
Раздел сведения о побочных продуктах производства (перечень видов побочных продуктов производства, включающий наименование побочных продуктов производства; показатели, характеризующие объемы образования побочных продуктов производства за год; периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования побочных продуктов производства; планируемые сроки использования побочных продуктов производства в собственном производстве; планируемые сроки передачи побочных продуктов производства другим лицам (в случае передачи побочных продуктов производства другим лицам); сведения о результатах использования побочных продуктов в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием побочных продуктов производства, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции; сведения о планируемом использовании побочных продуктов производства в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции). Раздел с побочными продуктами производства был введен Приказом Минприроды России от 24.03.2023 N 150).
Побочные продукты производства — это вещества и (или) предметы, которые образуются в ходе производства основной продукции либо выполнения работ (оказания услуг) и не являются целью такого производства (работ, услуг).
Такие вещества (предметы) должны быть пригодны в качестве сырья в последующем производстве или же для потребления в качестве продукции.
Побочный продукт должен быть использован или передан в течение трёх лет, иначе он может быть квалифицирован как отход.
Побочные продукты животноводства — это вещества, образующиеся при содержании сельскохозяйственных животных. К ним относятся навоз, помёт, подстилка, стоки, которые могут использоваться в сельскохозяйственном производстве.
Минприроды России от 13.07.2023 N 25-47/25610 дало разъяснение "О побочных продуктах производства" согласно которого, В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом.
Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Побочные продукты производства признаются отходами и случае:
- размещения побочных продуктов производства ил объектах размещения отходов;
- неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 4249-р утвержден перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства производства.
Таким, образом, предприятие самостоятельно определяет перечень побочной продукции на его предприятии. Данный раздел ориентирует природопользователя на передачу побочной продукции для дальнейшего использования ее в качестве вторсырья, что сокращает в свою очередь количественное образование отходов.
сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля (наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия; численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц; сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений);
сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров); реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации);
сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля местах отбора проб и методиках (методах) измерений (подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха"; подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов"; подраздел "Производственный контроль в области обращения с отходами"; подраздел "Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства),
Данный раздел является одним из основных, на основании чего эколог на предприятии ориентируется по методам и способам контроля за выбросами, сбросами, отходами на предприятии. Здесь прописан производственный контроль по всем видам негативного воздействия на окружающую среду – сюда включается план-график контроля стационарных источников выбросов (План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта), расчетные методики, перечень контролируемых загрязняющих веществ, периодичность контроля, привлекается ли аккредитованная лаборатория для этого.
Здесь же прописываются мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к
методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов; Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод, что также отражается в этом разделе программы ПЭК.
Программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами.
Как мы видим, программа ПЭК является разрешительным документом, содержащим в себе комплексную информацию о деятельности предприятия, начиная с общих сведений и заканчивая периодичностью и методами контроля за выбросами, сбросами, отходами на предприятии.
Раз в год до 25 марта следующего за отчетным годом по этой программе ПЭК предприятие обязано подать отчет о выполнении работ/контрольных мероприятия по программе ПЭК, с приложением протоколов контроля и иных документов.
Срок действия Программы ПЭК не ограничен, в основном программу ПЭК переделывают после инвентаризации выбросов (это раз в 5 лет)
Составляется только объектов I, II и III категории НВОС
Объекты IV категории ее не делают
За отсутствие программы пэк предусмотрено статьёй 8.1 КоАП РФ за нарушение требований в области охраны окружающей среды.
• для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей или отстранение от работы на срок до трёх лет;
• для юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей.