Паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности
Паспорта оформляются в соответствии с Приказом Минприроды России № 1026 от 08 декабря 2020 года
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц возложена обязанность по осуществлению отнесения отходов к конкретному классу опасности и подтверждению такого отнесения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составлению паспорта отходов I - IV классов опасности.
Что такое отходы производства и потребления (далее - отходы) – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее – Порядок № 1026). -ОБРАЗЕЦ ПАСПОРТА НА ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ ВИДИМ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Паспортизация отходов– это подготовка, исследование и согласование паспортов на отходы производства и потребления.
Паспорт отхода – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; образующийся от деятельности предприятия, включая деятельность его сотрудников. По закону, паспорт разрабатывается на каждый вид отхода 1-4 класса опасности, на отходы 5 класса опасности паспорт делать не нужно, достаточно подтверждение отнесения такого отхода к 5 классу по средствам протокола биотестирования и состава этого отхода. Как правило такие протоколы состава отхода и биотестирования выдаются аттестованной аккредитованной в этой области лабораторией на основании проведенного анализа отхода.
Утвержденные паспорта на сегодняшний день действуют бессрочно.
Кому нужен паспорт отхода:
Как показывает практика, даже если у вас 1 офис и работаете там только вы, то вам нужен минимум 1 паспорт на отход - мусор от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритный). То есть вопрос о более крупных организациях отпадает сам собой, паспорта должны быть у каждого предприятия.
Зачем нужны паспорта отходов?
1. Прежде всего требуются при заключении договоров на вывоз или передачу отходов (перевозчики опасных отходов требуют паспорт отходов для их транспортировки, так как перевозчик имеет право вывоза только тех наименований отходов, на которые он имеет лицензию
2. Состав каждого наименования отхода используется для заполнения Приложения №1 Журнала учета движения отходов
3. Используется при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) – в ней заполняется перечень образующихся на предприятии отходов, согласно паспортам отходов
4. Используется при разработке ПНООЛР/декларации объекта II категории негативного воздействия на окружающую среду, оформления комплексного экологического разрешения – паспорта отходов являются неотъемлемой частью любой проектной документации по отходам
5. Оптимизация деятельности по утилизации вторичного сырья
Что касается отходов на ПАСПОРТА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ФККО:
Как сделать паспорт отхода и согласовать?
Прежде всего, вам нужно скачать форму паспорта опасного отхода. Заполнить оборотную сторону своими данными, а лицевую далее по пунктам:
1. Идентифицировать отход по последнему обновлению Федерального классификационного каталога отходов (последнее обновление было в августе 2024 года), - утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 18.01.2024) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", ФККО имеется в интернете в открытом доступе.
2. Указать процесс образования отхода
3. Указать агрегатное состояние и класс опасности
4. Определить химический или компонентный состав отхода
Теперь разберем отдельно каждый пункт
1. Разберем что значит идентифицировать отход и как его вообще выбрать: весь ФККО разбит на блоки, каждый из которых имеет свое название и ему присвоен свой код (как правило он заканчивается нулем). Практически каждый блок содержит в себе группы, а может и подгруппы содержать в зависимости от количества отходов, их разновидностей. Названия блоков, групп и подгрупп определяется в соответствии с деятельностью предприятия – его основным и дополнительным видом деятельности, от которых возможно образование отходов.
Например, разберем юлок отходы сельского хозяйства, рыбоводства и рыболовства. Далее каждая группа имеет разбивку на подгруппы уже отдельно на отходы по садоводству, рыбоводству и рыболовству, каждый из которых имеет свой индивидуальный код ФККО. Паспортизации подлежат только те отходы, которые отнесены по ФККО к определенному виду и классу опасности – определить это можно по наличию в коде ФККО последней цифры.
Что собой представляет структура кода ФККО:
Первая цифра характеризует отрасль получения продукта. Действующая редакция предусматривает 8 блоков, они имеют значения 1-4, 6-9:
1. Рыболоводство, лесное, сельское хозяйство.
2. Получение полезных ископаемых.
3. Промышленное производство.
4. Продукты и материалы, которые утратили потребительские свойства.
6. Энергетика и газовая промышленность.
7. Подача и отвод воды.
8. Строительство.
9. Прочие отрасли.
Пятый блок в предыдущей редакции содержал медицинские и радиоотходы. Сейчас он исключен, так как их переработка регламентируется новыми нормативными актами, не относящимися к природоохранному законодательству.
Следующие цифры по порядку содержат информацию о:
• 2-6 – виде производства, этапе, на котором сырье образуется, технологии, применяемой на предприятии. Они соответствуют типу, подтипу, группе в структуре. Тип, подтип обозначаются одним знаком, группа – тремя.
• 7, 8 – составных частях, химии компонентов, соответствуют подгруппе;
• 9, 10 — физической форме (позиции);
• Последняя– класс опасности. Если это «0», то вредное влияние отсутствует, 1-5 соответствует I-IV категории.
Иногда к последовательности цифр добавляется буква, характеризующая свойства фракции:
• Л — с легкостью воспламеняется;
• С — может самостоятельно возгораться;
• Т — токсичное действие.
Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.
Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения вида отходов и их состава.
Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов.
Одиннадцатый знак кода - для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
В 11-м знаке кода цифра 0 используется для блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп; для видов отходов значащая цифра обозначает: 1 - I класс опасности; 2 - II класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.
Таким образом, мы выбрали нужный нам вид отхода с кодом
2. Указать процесс образования отхода
Здесь необходимо прописать процесс, в результате которого образуется отход, например, административная деятельность сотрудников (это мусор от бытовых помещений и организаций), отработанные лампы светодиодные, отработанные масла и так далее.
3. Указать агрегатное состояние и класс опасности
Их множество, оно определено опять-таки в самом коде отхода – это Девятый и десятый знаки
Кодификатор агрегатного состояния и физической формы
00 - Не требует определения агрегатного состояния и физической формы
10 - Жидкое /Индивидуальные вещества, растворы
20 - Твердое /Используется, если твердый отход представлен смесью различных физических форм
21 - Кусковая форма
22 - Стружка
23 - Волокно
29 - Прочие формы твердых веществ
30 - Дисперсные системы
31 - Жидкое в жидком /Эмульсия
32 - Твердое в жидком /Суспензия
33 - Твердое в жидком /Паста
39 - Прочие дисперсные системы
40 - Твердые сыпучие материалы
41 - Порошок
42 - Пыль
43 - Опилки
49 - Прочие сыпучие материалы
50 - Изделия из твердых материалов, за исключением волокон
51 - Изделие из одного материала
52 - Изделия из нескольких материалов
53 - Изделия, содержащие жидкость
54 - Изделия, содержащие газ
60 - Изделия из волокон
61 - Изделие из одного волокна
62 - Изделия из нескольких волокон
70 - Смеси твердых материалов и изделий
71 - Смесь твердых материалов (включая волокна)
72 - Смесь твердых материалов (включая волокна) и изделий
В паспорт отхода вписывается словами расшифровка цифр по коду отхода
Ну и 4.пункт -Определить химический или компонентный состав отхода
Определением химического и компонентного состава отхода занимаются только аттестованные , имеющие соответствующую область аккредитации, определение состава отхода осуществляется путем непосредственного отбора отхода самой лабораторией или представителем предприятия, далее лаборатория делает анализ этого отхода, определяет его компонентный состав и все расписывает в протоколе – компонентный состав может состоять как из одного вещества, например, упаковочный картон содержит 100% картон, так и массу разные составляющих отход веществ, например, Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) состоит из следующих компонентов:
Бумага, картон 26±8 %
Полимерные материалы 30±9 %
Массовая доля диоксида кремния (песок) 3,0±1,2 %
Пищевые отходы 15±5 %
Текстиль, ветошь 5,0±1,5 %
Массовая доля влаги 5,0±0,5 %
Стекло 7,0±2,1 %
Резина, кожа 2,0±0,6 %
Древесина 4,0±1,2 %
Металлы 3,0±0,9 %
На сегодняшний день Приказом Минприроды России № 1026 от 08 декабря 2020 года не предусмотрено согласование паспортов отходов с органными исполнительно власти, достаточно утвердить паспорт руководителем предприятия.
Есть такие отходы, которые НЕ ВКЛЮЧЕННЫ еще В ФККО:
Согласно п. 3 и 4 Порядка № 1027 отходы считаются не включенными
в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма)
с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Пункт 3 говорит, что Отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (таких как происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено. Ведение банка данных об отходах осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313). Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. N 536 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 г., регистрационный N 40330) (далее - Критерии).
Пункт 4. Нам говорит о том, что Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом (протокол с составом из аккредитованной лаборатории)
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, любой имеющейся проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008
№ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.
Пункт 5. Порядка нам говорит, что Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня постановки на учет (ОБ ЭТОМ Я ПОЗЖЕ РАССКАЖУ) в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61782), образованного отхода, подготавливают документы и материалы, обосновывающие отнесение отходов к конкретному классу опасности по степени их негативного воздействия на окружающую среду, и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора по месту постановки на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), или по месту учета одного из объектов НВОС, при осуществлении деятельности на которых образовались отходы.
Таким образом, материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности отхода рассматриваются органами исполнительной власти (Росприроднадзор) только для отходов, не включенных в ФККО. Материалы могут быть направлены заказным письмом с уведомлением, так и путем непосредственной регистрации в службе одного окна. В случае направления заявления, документов и материалов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, на бумажном носителе в заявлении должен быть указан почтовый адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя, на который территориальным органом Росприроднадзора будет направлено соответствующее решение. Далее Территориальный орган Росприроднадзора в течение двух рабочих дней со дня приема заявления, документов и материалов, проводит проверку их соответствия требованию Порядка, а также в целях подтверждения сведений, содержащихся в заявлении, документах и материалах, формирует и направляет межведомственные запросы о предоставлении информации и (или) документов в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В случае выявления несоответствия представленных заявления, документов и материалов территориальный орган Росприроднадзора в течение двух рабочих дней со дня приема заявления направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые следует предпринять для их устранения, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по информационно-телекоммуникационным каналам связи с использованием электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Росприроднадзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В случае непредставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в течение десяти рабочих дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, надлежащим образом оформленных документов и материалов, территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты истечения указанного десятидневного дневного срока, возвращает документы и материалы (пункт 13).
Территориальные органы Росприроднадзора в течение двух рабочих дней со дня приема документов и материалов, соответствующих требованиям Порядка, направляют их в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФГБУ "ФЦАО") для присвоения кодов и наименований новым видам отходов с целью включения их в ФККО, а также для подготовки заключения о подтверждении отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.
ФГБУ "ФЦАО" в течение одиннадцати рабочих дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора документов и материалов, осуществляет их проверку на соответствие требованиям Критериев и Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Требования Федерального закона N 102-ФЗ), а также направляет в территориальный орган Росприроднадзора письмо, содержащее вывод о возможности или не возможности подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу.
Территориальные органы Росприроднадзора на основании заключения ФГБУ "ФЦАО" принимают решение о подтверждении или невозможности подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, которое направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Росприроднадзора посредством ЕПГУ.
Пункты 8, 9 Порядка № 1026 определяют случаи для переоформления паспорта отхода I - IV классов опасности.
Так пункт 8 говорит о том, что Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.
И пункт 9 нам говорит о том, что Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению только в двух случаях:
реорганизация юридического лица, изменение наименования юридического лица, адреса места его нахождения, - для юридических лиц;
изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, - для индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 9 Статьи 8.2. КоАП РФ предусмотрена ответственность за Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
С 1 сентября 2024 года введён обновлённый порядок ведения журнала учёта отходов. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 декабря 2023 г. N 825 «О внесении изменений в Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N 1028»
Некоторые изменения:
Вести учёт отходов должны все организации и предприниматели вне зависимости от размера и формы собственности.