Пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 предусмотрен порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений;
Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 Утверждена форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения.
Порядок предоставления услуги
Комплексное экологическое разрешение (далее – Разрешение) выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в территориальный орган Росприроднадзора.
Для подачи заявки на выдачу Разрешения природопользователям необходимо пройти регистрацию в ГИСП (Государственная информационная система промышленности) https://gisp.gov.ru/. – она же используется для подачи отчетных документов, постановки на учет объекта.
Заявка на получение комплексного экологического разрешения согласно приказа Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» должна содержать следующую информацию:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;
сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);
расчеты технологических нормативов;
нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации, а также расчеты таких нормативов;
обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
проект программы производственного экологического контроля;
информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;
иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.
Как мы видим, в состав разрешения КЭР входят и расчет нормативов выбросов, сбросов и расчет нормативов образования отходов, и программа производственного экологического контроля, таким образом, это получается огромный документ с приложение расчетной части по всем видам негативного воздействия на окружающую среду, имеющихся на объекте I или II категории.
При поступлении заявок на получение разрешений в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов территориальный орган Росприроднадзора проверяет их форму и содержание на соответствие требованиям Закона.
В случае приема заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов к рассмотрению территориальный орган Росприроднадзора в течение 1 рабочего дня:
размещает заявку на получение разрешения на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт), обеспечивая возможность свободного доступа к ней заинтересованных лиц,
и направляет для рассмотрения заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней документы с использованием информационной системы в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в Федеральное агентство по рыболовству, в случае если объект расположен в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, или в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, в случае если объект расположен в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект (далее - органы исполнительной власти). При наличии замечаний к заявке на получение разрешения, в том числе со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Росприроднадзор направляет такие замечания заявителю для их устранения в течение 45 календарных дней со дня получения таких замечаний.
При наличии замечаний к заявке на получение разрешения, в том числе со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Росприроднадзор направляет такие замечания заявителю для их устранения в течение 45 календарных дней со дня получения таких замечаний.
Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок
Законодательством предусмотрен порядок продления разрешения (не позднее чем за 4 месяца до его окончания и соблюдения определенных условий..
Соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
Предусмотрен порядок переоформления разрешения, предусмотрена возможность внесение в разрешение изменений, также предусмотрен порядок исправления технических ошибок в случае наличия таковых.
Данная услуга по выдаче комплексного экологического разрешения является услугой платной, за которую предусмотрена государственная пошлина, размер которой установлен в 118.2 пункте 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 9500 руб.
Сроки предоставления государственной услуги
• Выдача комплексного экологического разрешения, либо отказ в его выдаче – 63 рабочих дня,
• Продление комплексного экологического разрешения, либо отказ в продлении комплексного экологического разрешения – 15 рабочих дней,
• Внесение изменений в комплексное экологическое разрешение, либо отказ во внесении изменений в комплексное экологическое разрешение– 10 рабочих дней,
• Переоформление комплексного экологического разрешения, либо отказ в переоформлении комплексного экологического разрешения – 10 рабочих дней,
• Исправление технических ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, либо отказ в исправлении ошибок – 10 рабочих дней.
С января 2024 года и по сей день заявки на выдачу КЭР поступают в Росприроднадзор, кто-то уже получил, кто-то нет, в любом случае законодательством предусмотрен срок получения КЭР для всех объектов I категории и срок этот до 01 января 2025 года.
Информация о выданных разрешениях КЭР находится в открытом доступе.
Статьей 8.47. КоАП РФ Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.