Порядок учета в области обращения с отходами
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 (ред. от 13.12.2023) Утвержден Порядок учета в области обращения с отходами" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61782) – срок действия до 01 января 2027 года
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Действие настоящего Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу, со сбросами вредных веществ в составе сточных вод в водные объекты, с веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету в области обращения с отходами подлежат:
Все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели;
все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Материалы и данные учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при заполнении - нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;
расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов);
оформлении первичных учетных документов в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при передаче другим лицам отходов.
Учет ведется в виде журнала учета движения отходов, в котором отображается агрегатное состояние каждого отхода, его состав, количество образовавшееся за отчетный период, куда и на основании какого документа и с какой целью передается. Также в журнале отображаются данные о лицензиях организаций, кто получил отход.
Отходы подлежат отражению в учете в течение десяти рабочих дней, следующих за днем фактического образования отхода, проведения операций по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, передаче отходов другим лицам или получению отходов от других лиц.
Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом, в том числе в отношении переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов осуществляется нарастающим итогом.
До 1 января 2025 г. обобщение данных об учете отходов осуществляется за календарный год в срок не позднее 25 января года, следующего за указанным периодом.
С 1 января 2025 г. обобщение данных об учете отходов осуществляется ежемесячно, ежеквартально и за календарный год в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за указанными периодами. Данные об учете за квартал, шесть и девять месяцев, а также за календарный год обобщаются нарастающим итогом.
Данные об учете отходов за месяц являются оперативными и используются для формирования оперативной информации об обращении с отходами.
Рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к Порядку утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028
Штраф по Статье 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления –
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статистический отчет по форме 2-ТП (отходы)
Утверждена Приказом Федеральной службы Государственной статистики № 627 от 09 октября 2020 г., имеет утвержденную форму, называется "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" сдается ежегодно до 01 февраля следующего за отчетным периодом годом всеми, кроме:
Субъекты МСП при одновременном соблюдении всех следующих условий:
1. Образовались только отходы ТКО массой менее 0,1 тонны
2. Заключен договор на вывоз ТКО с региональным оператором
3. Субъект МСП не осуществляет деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
таких предприятий единицы
данная форма заполняется в личном кабинете природопользователя, вход в него осуществляется путем авторизации через Госуслуги предприятия
Ответственность: от 100 до 250 тысяч рублей на юридическое лицо или приостановка деятельности до 90 суток по ст. 8.2 КоАП РФ; от 20 до 70 тысяч рублей на юридическое лицо по ст. 13.19 КоАП РФ.
Сводный кадастр отходов производства и потребления
Ведение государственного кадастра отходов является обязательным требованием российского законодательства. При этом каждый субъект страны устанавливает собственные правила ведения регионального кадастра отходов.
Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так МОСКВА:
Сводный кадастр отходов утвержден Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2024 г. № 1393-пп (вступило в силу с 01.09.2024 г.). Подается в электронном виде через портал АИС СКО в срок до 20 апреля года, следующего за отчетным – это новшество, ранее кадастр по Москве подавался в срок до 01 сентября следующего года за отчетным
НИЖНИЙ НОВГОРОД:
Постановление Правительства Нижегородской области от 25.07.2008 г. № 306. Подается в срок до 01 марта года, следующего за отчетным
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ:
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 21.11.2017 № 10-нп «Об утверждении порядка ведения регионального кадастра отходов». Подается в срок до 01 марта года, следующего за отчетным
За сокрытие или искажение экологической информации, в том числе несвоевременную сдачу отчета, согласно статье 8.5 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа:
на граждан — от 500 до 1 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Отчет о ПЭК)
Данный отчет подается на основании требований
п.2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Приказ Минприроды России № 109 от 18.02.2022 г. «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Кому требуется:
Действующим объектам II, II и III категории НВОС
Срок сдачи:
В срок до 25 марта года, следующего за отчетным
данная форма заполняется в личном кабинете природопользователя, вход в него осуществляется путем авторизации через Госуслуги предприятия
За непредставление отчета о результатах ПЭК предусмотрены штрафы по ст. 8.5 КоАП РФ:
Для юридических лиц – 20 000-80 000 рублей;
Для должностных лиц – 3 000-6 000 рублей
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2022 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899", изменений к нему
Что же такое Расчет платы за НВОС
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду указаны в Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (вступил в силу с 1 сентября 2023 г.)
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
Если декларация подписывается не плательщиком, а его представителем, необходимо документально подтвердить полномочия доверенного лица.
К декларации прикладываются - Скан-копии договоров на размещение отходов с полигонами или другими операторами по обращению с ТКО; Журналы учета движения отходов за отчетный период.
На расчет сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет наличие либо отсутствие проектной разрешительной документации, согласно категории объекта НВОС (для 1 категории КЭР, для 2 категории декларация объекта НВОС, для 3 категории отчет ПЭК), а также поданные отчет ПЭК – касается 1,2,3 категорий.
Что нужно учесть при подаче декларации
· Если филиалы или структурные подразделения организации в одном субъекте РФ не являются самостоятельными юр.лицами, необходимо подавать от них общую декларацию.
· Напротив, если предприятие расположено в границах сразу нескольких субъектов РФ, оно обязано подавать отдельные декларации в каждый субъект.
· Для всех объектов НВОС в декларации обязательно нужно проставлять номера и категории НВОС.
· Если за предыдущий отчетный период суммарная плата за НВОС одного юр.лица превысила 25 000 рублей, то декларация должна быть подписана ЭЦП.
· Необходимо заполнять только те разделы, к которым имеет отношение плательщик. Например, раздел 3.1 относится только к региональным операторам и операторам, непосредственно размещающим отходы (например, полигонам); если у природопользователя нет факельных установок и выбросов при сжигании попутного газа, ему не нужно заполнять разделы 1.1. и 1.2.
· Не стоит допускать ошибок в данных о разрешительной документации – например, указывать неправильный период действия
В соответствии с ПП РФ от 13.09.2016 № 913 применяются следующие ставки платы при размещении отходов:
1 класс опасности – 4643,7 руб. за 1 тонну;
2 класс опасности – 1990,2 руб. за 1 тонну;
3 класс опасности – 1327 руб. за 1 тонну;
4 класс опасности – 663,2 руб. за 1 тонну;
5 класс опасности – 17,3 руб. за 1 тонну.
Коэффициент инфляции для ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2024 год составляет 1,32
В декларации указываются все виды негативного воздействия на окружающую среду – это и отходы, и сбросы, и выбросы (далее по ним рассмотрим разрешительную документацию)
Правительством утверждены ставки платы по выбросам в отношении каждого из загрязняющих веществ и по сбросам.
Кто сдает:
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объекта I-III категории НВОС.
Срок сдачи:
Декларация о плате за негативное воздействие сдается в срок до 10 марта года, следующего за отчетным;
Плата за негативное воздействие вносится в срок до 01 марта года, следующего за отчетным (ЮЛ, которые не являются МСП также обязаны вносить авансовые платежи за каждый квартал:
За 1 квартал – до 20 апреля;
За 2 квартал – до 20 июля;
За 3 квартал – до 20 октября.
За несвоевременную или неполную оплату за НВОС КоАП РФ (статья 8.41) предусматривает штраф в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 50 000–100 000 руб. для юридических лиц.
Помимо этого, пункт 7 статьи 16.4 федерального закона № 7-ФЗ предусматривает пени за каждый день просрочки оплаты за НВОС, в том числе авансовых платежей. Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, актуальной на день уплаты, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Нарушением будет считаться, если природопользователь умышленно исказил, сокрыл или несвоевременно сообщил полную и достоверную информацию, которая должна содержаться в декларации. За это КоАП РФ (статья 8.5) предусматривает штрафы в размере 3 000–6 000 руб. для должностных лиц и 20 000–80 000 руб. для юр.лиц.
Расширенная ответственность производителей (РОП) по утилизации отходов
Субъекты РОП согласно Распоряжению Правительства РФ №2970-р от 28.12.2017 года производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации
Механизм РОП действует в России с 2015 года и регулируется 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и показал свою эффективность в часть утилизации.
С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 451-ФЗ) за исключением некоторых положений.
Законом № 451-ФЗ предусмотрены переходные положения, в том числе частью 15 статьи 7 Закона № 451-ФЗ определено, что на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров) возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена
с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки в соответствии со статьями 24.2 и 24.5 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ) и с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, с учетом следующих особенностей: представление отчетности о выполнении нормативов утилизации за отчетный 2023 год (далее – отчетность), расчета суммы экологического сбора за отчетный 2023 год (далее – расчет) и уплата экологического сбора в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января по 31 декабря 2022 года обеспечиваются до 15 апреля 2024 года;
представление декларации о количестве выпущенных с 1 января по 31 декабря 2023 года в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки (далее – декларация) обеспечивается до 15 апреля 2024 года.
Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – постановление № 1417).
Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 (далее – постановление № 2010).
Порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора.
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Перечни товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р (далее – распоряжение № 3721-р).
Нормативы утилизации на отчетные 2021-2023 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3722-р (далее – распоряжение № 3722-р).
Особенность подачи отчета РОП:
В 2024 году за отчетный 2023 год отчетность, а также расчет суммы экологического сбора формируются на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2023 год, то есть предыдущий отчетный период
Отчет включает в себя три документа – это декларация, отчетность об исполнении нормативов утилизации и расчет экологического сбора.
С каждым годом меняется процент утилизации по некоторым товарам, например, аккумуляторные батареи, покрышки.
Как работает механизм соблюдения процента утилизации товаров производителем:
Правительством установлен норматив утилизации произведенного товара, например 10 % от произведенного в 2024 году
Производитель товара должен утилизировать эти 10 % от годового объема своей продукции, по средствами передачи испорченного, бракованного товара, к примеру, передав их специализированной компании, имеющей лицензию на утилизацию данного вида отхода (кроме 5 класса), либо утилизировав в собственном производстве.
При этом сам утилизатор должен быть внесен в реестр утилизаторов, обладать мощностями своего производства для возможности утилизации, дать производителю товаров акт об утилизации 10 % его товара, договор на эту утилизацию. Тогда производитель товара прикладывает эти документы к отчету РОП и тем самым обеспечивает выполнение нормативов утилизации, установленные производителем
При невозможности выполнения нормативов утилизации предстоит уплатить экологический сбор. Он рассчитывается на невыполненную часть установленного лимита. Как рассчитывается экосбор:
Экологический сбор платят раз в год — до 15 апреля года, следующего за отчетным. Декларация и отчет о выполнении нормативов утилизации подаются до 01 апреля года, следующего за отчетным.
Технический отчет по обращению с отходами
Форма этого отчёта зависит от того, к какой группе НВОС относится предприятие. Компании, относящиеся к I категории, разрабатывают отчёт, отталкиваясь от Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Организации II категории сдают все сведения в составе декларации о воздействии на окружающую среду. Предприятия III категории формируют отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Ранее подавался ежегодно и был утвержден Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2014 N 34446) – НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРИКАЗ УТРАТИЛ СВОЮ СИЛУ
Сейчас при несоблюдение нормативов образования отходов производства и потребления, выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, предприятия 1 категории составляют отчет о их выполнении.